Слово «чиновник» в нашей стране - и Ковров не исключение - носит отчетливо негативную окраску. Создан образ бездушного, вороватого, хамоватого неквалифицированного бездельника с большой зарплатой. В обывательском сознании чиновники если не «враги народа», то уж точно паразиты на теле общества, пилильщики бюджетов, мастера откатов и виртуозы отписок. Они же считают, что их работа сложна и ответственна. Где же правда? Мы решили разобраться. Проанализировать распространенные мифы на примере нашего города «КН» помог первый зам.главы администрации Максим Нечваль.
Миф №1. У них большие зарплаты
Самую большую зарплату – чуть более 100 тыс рублей – в администрации получает глава города Коврова. Причем Анатолий Зотов своим решением 10% этих средств своим решением перечисляет в местный бюджет в рамках оптимизации расходов на содержание органов МСУ. Это – вся зарплата, не оклад. Не 300 тысяч, не 200, а 100. Никаких премий не предусмотрено. Думаю,что начальник цеха на предприятии получает больше, тогда как уровень ответственности несоизмерим: глава отвечает за весь город, за все, в нем происходящее, как хорошее, так и плохое.
У других сотрудников зарплаты гораздо скромнее, чем о них говорят в «агенстве ОБС». Ведущий специалист – самая распространенная должность в администрации – получает, согласно зарплатной ведомости, 18 559 рублей 80 коп. И опять – это не оклад (он равен 3789 руб.), а весь заработок с учетом дополнительных выплат за выслугу лет, за классный чин, за работу с секретными документами, за особые условия труда. Понятно, что начинающий работник, не имея классного чина, допуска к секретам, выслуги получит еще меньше. Минус 13% подоходного налога.
Начальник отдела со стажем – 27735 руб. Начальник управления – 52 705 рублей. Заместитель главы – 60-70 тыс рублей.
Вроде бы неплохо. Но когда соискатели во время собеседования сопоставляют уровень оплаты с объемом работы и уровнем ответственности, большинство говорит «до свидания». Хороший профессионал в любой коммерческой структуре получит намного больше.
Для информации:
Средняя зарплата в администрации Коврова – 27092 рубля. В Муроме этот показатель – 29 131 рубль. В Гусь-Хрустальном – 39107. Во Владимире – 32687 рублей. В Ковровском районе – 29 677 рублей.
В Коврове на 1 работника мэрии приходится 575,5 человек. Во Владимире – 537, в Муроме – 574, в Ковровском районе – 376.
Если разделить расходы на содержание чиновников на число населения, то в Коврове это 798 рублей в год на одного жителя. В других городах области, кроме Мурома (в Муроме такой же), этот показатель выше: от 865 до 1652 рублей.
Миф №2. Они бесконтрольны
Помимо всего прочего, человек, идущий на работу в орган местного самоуправления, должен понимать: заняв должность, он мгновенно становится объектом пристального внимания различных контролирующих структур. Достоянием гласности обязательно станут сведения о доходах (а с недавних пор – и о расходах) не только его лично, но и членов его семьи. Продал машину – отчитайся. На зарплатную карту «накапал» минимальный процент – упаси боже его не заметить и не внести в декларацию. Не говоря уже о недвижимости за границей и счетах в зарубежных банках. Максим Нечваль заверил: ни у одного из сотрудников городской администрации таковых не имеется. Да и странно было бы, с такими-то зарплатами. А вот случаи увольнения за забывчивость были, ибо иной меры взыскания закон не предусматривает. Например, уволен был сотрудник-женщина, распространявшая косметику известной сетевой фирмы.
Из года в год требования к прозрачности ужесточаются. Теперь, если чиновник совершает крупную покупку, сумма которой превышает его доход за три года, он обязан документально обосновать источник денежных средств.
Есть масса ограничений по занятиям иной, кроме служебной, оплачиваемой деятельностью. Предпринимательская запрещена категорически. На любую другую – чтение лекций, написание статей для СМИ и т.п. – требуется разрешение комиссии по конфликту интересов. И разрешение она дает далеко не всегда.
Миф №3. Их берут на работу по блату
Из вышеописанного уже понятно, что за такой «блат» мало кто скажет спасибо. И тем не менее. Надо разделять процесс формирования новой команды при смене власти и рядовое замещение штатных единиц. Да, когда меняется первое лицо, обычно на ключевых должностях появляются профессионалы, пользующиеся его доверием. Ротация происходит, но, как правило, она касается лишь людей, решающих стратегические вопросы. Основной же состав остается прежним, и в нашей мэрии не редкость «долгожители», работающие десятилетиями. Например, стаж главного финансиста Людмилы Черновой – более 40 лет.
Замещение должностей, согласно закону о муниципальной службе, может происходить по конкурсу. В ковровской администрации «может» заменили на «должно»: для всех высших должностей конкурс обязателен. Исключение – соискатель из кадрового резерва, это второй путь. Кстати, попасть в резерв «простым смертным» реально, весь порядок, требования, список резервистов есть на официальном сайте мэрии в разделе «кадровое обеспечение».
Третий путь – собеседование. Вакансии также размещены на сайте. На сегодня, например, их три. Это начальник отдела муниципального контроля управления экономической безопасности, ведущий специалист финансового контроля и анализа управления экономической безопасности, зам.начальника отдела благоустройства управления городского хозяйства.
Кстати о прозрачности: кандидат уже на этапе собеседования обязан дать сведения о доходах и имуществе семьи и быть готовым, что их непременно проверят. Для многих это становится решающим аргументом против.
Есть общие квалификационные требования к муниципальным служащим, есть и более детальные. Очень нужны муниципалитету узкие специалисты: дорожники, строители, архитекторы, IT-специалисты. Их привлечь сложно. Есть опыт воспитания кадров со студенческой скамьи, но…Оперившись, птенцы улетают из гнезда: опыт работы в органах МСУ украшает любое резюме и в разы повышает рыночную стоимость специалиста. Так, главный архитектор Екатерина Могутина привела в мэрию своих бывших студенток, перспективных архитекторов. И как бы опять мэрия не стала кузницей кадров для столицы…
Миф №4. Их слишком много
Про «армию чиновников» лучше всего говорить с цифрами в руках. Есть те, кто работает в муниципальной сфере – учителя, работники культуры, спорта, работники муниципальных предприятий и т.д. Их в Коврове около 6 тыс. И муниципальные служащие – их у нас 198 человек. И не все они оплачиваются из местного бюджета – согласно полномочиям, некоторых финансирует областной бюджет.
По областному нормативу, установленному в 2008 году, на содержание органов местного самоуправления (зарплата, содержание зданий, связь, транспорт и т.д.) разрешено тратить до 5,4 % местного бюджета. У нас по 2014 году – 4,52%.
При администрации Табацковой, эти расходы составляли 6%. В 2010м – было 5,33%, в 2011- 4,91%. То есть расходы на содержание органов местного самоуправления постоянно сокращаются.
Миф №5. Они бездельники
Все в нашей стране знают не только, как лечить, учить, играть в футбол, но и как управлять муниципалитетом. И удивляются, что чиновники этого не знают. Да знают они. Только кроме этого они знают еще и требования законодательства. Наверное, нет другой работы, которая была бы так жестко и всесторонне регламентирована многочисленными нормативными актами, обязательными к исполнению. Чтобы, условно говоря, потратить бюджетную копейку на замену не горящего фонаря, надо пройти ряд обязательных процедур. При условии что на эти цели в программе эта копейка в бюджете есть.
Столь же жестко контролируется работа с обращениями граждан, сроки и суть ответов проверяет прокуратура. И не только она. Так что чиновник по определению бюрократ – не в смысле волокиты, а в смысле строгого следования духу, букве и норме закона.
Представление об объеме работы может дать цифра: в день у каждого сотрудника на исполнении находится в среднем 4-5 документов (не считая внутреннего документооборота). Причем в документе, как правило, не один, а 5-10 вопросов. Для ответов на каждый надо выехать на место, изучить нормативные акты, принять решение, провести комплекс мероприятий, проконтролировать исполнение.
Хочется отметить, что работа с документами хоть и важна, но все же большую часть времени занимает организационная работа.
Кстати о рабочем времени. У руководителей в администрации рабочий день не нормирован и составляет 10-12 часов.
Миф №6. Все они – коррупционеры и взяточники
Самый трудноистребимый. Масса коррупционных дел, с федерального до местного уровня, вроде бы подтверждает это мнение. Или все же опровергает? Если даже в нашей области некоторые главы стали фигурантами уголовных дел, а другие уже отбывают сроки, о чем это говорит – о коррупции или о борьбе с ней? Решайте сами.
Закон предусматривает определенные превентивные меры. Знаете ли вы о том, что ряд сотрудников мэрии в течение двух лет после увольнения должны согласовывать свое новое место работы с прежним работодателем? И если комиссия сочтет, что новую хорошую должность он получает благодаря прежним «заслугам» перед этой фирмой, раздастся тревожный звонок.
Это лишь одна из мер. Подавляющее большинство чиновников – добросовестные, порядочные люди, честно выполняющие свою работу. А если вам известны какие-либо иные факты – сообщайте о них либо в администрацию, либо в компетентные органы.
«Ковровская неделя», №49, 4 декабря 2015 года.