$ — 00,00 руб.
€ — 00,00 руб.
Войти на сайт
Авторизоваться через соц сети

Календарь

Март 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
Музыка как шанс

Музыка как шанс

У музыкантов есть профессиональный анекдот про Моцарта и Баха. Когда первый после смерти попадает в рай, то на входе встречает второго. «Иоганн Себастьяныч, приветствую! А как бы мне увидеть Господа?» - вопрошает Моцарт. «А я перед тобой», - отвечает Бах.

С этого начинается беседа с Александром Швецовым. И с моего удивления, что главный ковровский подвижник от музыки (ну а какой бог без проповедников?) в повседневных обстоятельствах жизни носит джинсы, кроссовки и футболку. «А я вообще очень неакадемичный», - объясняет Александр Дмитриевич.

Более сорока лет он – по назиданию уже упомянутого Баха – трогает ковровские сердца, ибо это и есть суть и предназначение музыки. Директор школы искусств имени М. В. Иорданского, художественный руководитель камерного оркестра, основатель фестиваля «Добротворский» 12 августа отметит 65-летний юбилей. Этот день он проведёт на сцене – в ДК Ногина состоится концерт «Друзья мои, я рад безмерно, что есть вы у меня». В ответ на вопрос о репертуаре именинник машет рукой: «Ох, да я сам бы не решился, все эти цацки и флажки мне ни к чему. Но родные и друзья наседают же... И вот теперь придётся попотеть, ну, ничего не готово же ещё!»

«Это далеко не первое наше предконцертное интервью, и всякий раз он бичует себя про «не готово». А всякий раз получается пальчики оближешь», - думаю я. И внутренне благодарю тех, кто настоял на том, чтобы слишком скромный и слишком строгий к себе человек снова подарил нам чудо, свет и надежду. Музыку.

Конец июля, а где-то за стенами его патриархального директорского кабинета звучит фортепиано. Даже в каникулы в школе кто-то занимается. Удивительно.  

– А что хуже для ребёнка – слушать «неправильную», с точки зрения взрослого, музыку или не слушать ничего?

– Если дети имеют нормальных родителей, они рано или поздно будут слушать нормальную музыку – ту, которая звучала в семье. Потому что случайно возлюбить классику, джаз или какую-то серьёзную эстраду достаточно сложно, для этого нужен катализатор. Я считаю, что нет плохих жанров, есть просто плохая музыка – та, которую слишком ласково называют музыкальным фастфудом, вот это действительно яд.

– Получив классическое музыкальное образование, вы тем не менее пришли к классике после многих лет, отданных эстраде.

– Годы моего учения в музыкальной школе и страдания дальнейшего образования не дали мне ничего в смысле понимания и любви к музыке. Так получилось. А эстрадная музыка притянула сразу – как и говорил: что звучит в семье, то и впитывается. С младых ногтей я слушал, как играл на баяне и пел отец. И сам пел лет с четырёх. Старшие барышни ловили меня на улице Володарского и просили: «Шурка, спой». И я выдавал: «Вьюга смешала землю с небом. Серое небо с белым снегом. Шёл я сквозь вьюгу, шёл сквозь небо, чтобы тебя отыскать на земле...» В юношестве сердце моё тоже пребывало не в учебном заведении, а в парке КЭЗ, где мы по вечерам выступали с ВИА. По-настоящему заразился классикой я уже лет в тридцать, 12 лет проработав здесь и дослужившись до завуча.  

– Что же так сильно на вас повлияло?

– Не что, а кто. Начал я обучаться на баяне. Это определённый репертуар – русские народные песни и немного классики в обработке. Полного спектра возможностей и красок музыки это вряд ли даёт – при всём моём глубоком уважении к народному творчеству. Поэтому моё погружение в классику произошло, когда в мою жизнь вошёл Бах. Бах – это всё…

– А кто ещё из великих композиторов может «затянуть» в классику?

– Перечислять можно вечно, но для меня главная триада – это Бах, Моцарт и Чайковский. Даже маленькие пьесы первого и второго прекрасно иллюстрируют то, что может музыка. А Петр Ильич о человеческой душе сказал больше, чем вся литература мира. Музыка Чайковского о любви – самая проникновенная и сшибающая с ног. Утешение в ней всегда найдёт страдающий и страдавший, потому что при всей трагичности в ней заложен гигантский жизненный стержень.

– Музыкалку посещают не все, а уроки музыки в общеобразовательной школе вряд ли сильно трогают сердца детей и подростков. Как, на ваш взгляд, их бы стоило проводить, чтобы был толк? 

– В идеале в каждой школе должны быть баскетбольная, волейбольная, футбольная команды, секция шахмат, хор и духовой оркестр. Ансамбль в любом виде пестует индивидуальность. Без гипертрофии, не выпихивая её. Учит жить в коллективе, слушать друг друга.

В моём классе в музыкальную школу ходил каждый третий. В классе моего сына – всего два человека. Почему тридцать лет назад посещать музыкалку было нормой, а сейчас нет?

– Технологии... Выдержать конкуренцию с принципом «плэй-стоп» очень трудно. Убеждён, что всё это уводит людей не в сторону развития, делает их – даже при большом уме – ограниченными и управляемыми. Не зря же в Кремниевой долине в школах запрещены гаджеты. Просто пока человечество с последствиями их засилья не столкнулось.

– Ещё одна причина – отсутствие масштабной поддержки музыки. У тех же финнов, например, кантеле (струнный щипковый инструмент – прим. ред.) и исполняемая на этом народном инструменте музыка выведены в ранг фольклора, и вся эта штука очень сильно финансово поддерживается государством. А у нас народной музыке приходится конкурировать с классическими и электрическими инструментами. И популяризируют её отдельные энтузиасты вроде балалаечника-виртуоза Алексея Архиповского. Возникает вопрос: есть шикарные сериалы про спорт, ледовые шоу, «Танцы», «Голос» и так далее, так почему не сделать что-то классное про балалаечников или баянистов? Дайте хотя бы шанс! Но у нас даже на канал «Культура» попасть практически невозможно – везде нужно делать рейтинг… Ведь тех же баянистов уже практически нет – исчезла бытовая культура, хотя ещё недавно без них ни свадьбы, ни поминки не обходились.

– Что даёт музыкальное образование человеку?

– Практически всегда можно определить, что человек занимался бальными танцами. И не только по осанке. Ещё по отношению к противоположному полу – нормальному, свободному, без хамства. Люди привыкли и умеют общаться. Та же самая история – и в музыке, особенно в оркестре. Музыка даёт шанс услышать другого.

– Сколько новичков ежегодно принимает школа искусств, и какие направления обучения популярны у потенциальных музыкантов?

– 150 человек. Гитара и эстрадный вокал.

– А много ли выпускников продолжают музыкальное образование?

– От 6 до 10 процентов от выпуска.

– Натренировать мастерство или одарить вдохновением – что важнее в музыкальном образовании?

– Это такая тонкая штука... Я знаю много педагогов, которые сами не являясь даже средним исполнителем, имеют великолепнейших учеников. И знаю очень хороших исполнителей, которые не могут быть педагогами. Но однозначно ребёнок сначала получает чисто физиологическое удовольствие, что у него получается какой-то пассаж или что сыграл без остановок. А позднее понимает, как играть - не просто громче-тише, а осознанно.

– Надо стремиться стать музыкантом или достаточно слушать хорошую музыку?

– Что касается большой музыки, то практически в 90 процентах великие музыканты – плод гигантского самоотречения родителей и педагогов. Это одна из самых трудных и опасных профессий, особенно в плане духовном – гигантские затраты нервной энергии и страшные стрессы. Поэтому, конечно, это нужно и дано не каждому. Но даже слушать музыку – это уже очень большой и развивающий труд.

– Как научиться слушать классическую музыку?

– Пробовать разную. Ту, которая, как говорится, заходит. А то, что нет – оставить для искушённого слушателя. Потому что есть опусы, которые действительно невозможно слушать. В их какофонии и деструкции зерно находят только изощрённые умы. Стремиться к консонансу, гармонии – это нормально для человека, плохого в жизни и так полно. У меня, например, с живописью такие отношения. Моя самая ненавидимая картина – «Крик» Мунка. При всей популярности произведения. Это же явное зло.

– Извечный вопрос, что ценнее: выверенная до ноты запись или концерт, где всякое возможно?

– Живое есть живое. Концерт – это психоэмоциональная передача, обмен и умножение эмоций, которые испытывают вместе с тобой и музыканты, и люди в зале. Просто все в этом смысле в разной степени «пробиваемы». Я – пробиваемый. Как-то юношей был приглашён попеть в церковном хоре. Вышел после службы, присел у забора и не мог прийти в себя – ощущение было, что стены качаются и складываются. Меня гнуло от гигантского объёма горя, которое туда приносят люди.

– А можете припомнить самое сильное музыкальное «пробитие»?

– В 1973 году во Владимир приезжал Мстислав Ростропович. Полчаса рассказывал, как любит собирать иконы и кусочки наличников, а потом играл первую виолончельную сюиту Баха. В серединке есть гавот с дублем. Так меня как будто кувалдой по голове стукнули – ну вот как так можно было написать?! Это же удовольствие, ни с чем не сравнимое. Тайна, чудо… До сих пор сомневаюсь в том, что Бах был простым смертным.

– Музыка – это то, чем многие «выгружаются» от работы. А чем выгружаетесь вы – от музыки?

– Стихами. Они для меня – проявление мужского инстинкта, как для других – рыбалка или охота. Пишу с юности, но я никогда никому этого не показывал. Но вот дети буквально затерроризировали – давай опубликуем. Говорю, готовите меня уже что ли? Не знаю… Если всё-таки соберу всё когда-нибудь в книжицу, то она получится, скорее, «для служебного пользования».

– Из стихов рождаются песни?

– Да, но это дико трудно – сочетать мелодию и слова.

– Мы услышим их на концерте?

– Да.

– Чем вы ещё побалуете публику в наступающем для вас юбилейном году?

– 20-ым фестивалем «Добротворский». Предварительные намётки уже есть – театрально-музыкальный спектакль «Моцарт и Сальери» по Пушкину. И ещё что-нибудь современное, гармоничное, наше. Мартынов, Карманов, Пярт, Пелецис. Они себя позиционируют как минималисты. Я их называю ничеголишнистами. Это вкусный ароматный плод, который не растягивается, не разбавляется, не смешивается со льдом и так далее. Просто шикарная музыка.

– Бах считал, что цель музыки – трогать сердца. Способна ли она влиять на людей в глобальном смысле – задавать настроение обществу, изменять действительность? И вообще – сейчас, когда разговаривают пушки, что нужно делать музам?

– Переоценивать влияние музыки не стоит, грубая прямая жизнь сильнее. Но она всегда должна звучать. Когда-то дирижер Николай Голованов сформулировал определение музыки как светской религии. Она направлена прежде всего внутрь человека, и каждый выбирает себе – свою. Да, есть музыка, которая появляется в какие-то периоды истории. Её можно назвать прикладной, она к чему-то призывает, «обслуживает» настоящее – это, в частности, касается песен. Но в глобальном измерении это остаётся за скобками. А если рассуждать о великих классиках, то они нечасто прямолинейно отражали вкус и цвет времён, оставляя простор для толкования. Тот же Дмитрий Шостакович – многие его достаточно страшные произведения посвящены не только ужасам войны, но и тому, что происходит внутри у человека в этот страшный период.

– Что людям стоит слушать сейчас?

– Тоже самое, что и всегда. Просто надо слушать. Отказываться от чего-то в жизни не следует. Убеждён, что процент белого и чёрного всегда примерно одинаков, добро и зло всегда уравновешены, как бы иначе иногда это ни казалось.

***

Прощаемся. В школе по-прежнему кто-то играет на фортепиано. «Так может, потому и уравновешены, что есть те, кто всегда, вопреки всему, усердно и порой не щадя себя создаёт добро?» - задаюсь риторическим вопросом. И внутренне прошу: «Не сдавайтесь, пожалуйста! Даже если когда-то это приходится делать при пустом зале…»

 

 

 

Вам Нравится данная статья?

Вам необходимо авторизоваться на сайте для добавления комментариев.

Контакты

© Интернет-портал «Ковров Сегодня» (2013-2018).

Учредитель: ООО "Октябрьский рынок".

Адрес редакции: г. Ковров, ул. Дегтярева, д. 136А, офис 310 (3 этаж).

тел. 8(49232) 2-16-47

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Рекламная служба: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.